Какие изменения ждут автомобилистов осенью 2023 г.
1. Обязательное использование сезонной резины
С 1 сентября вступил в силу обновленный перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию, и отдельный его пункт посвящен как раз выбору резины.
Теперь в приложении к основным положениям по допуску прописано, что с июня по август на автомобиле запрещено использование шипованных шин, а с декабря по февраль обязательна зимняя резина. Никакой дифференциации регионов по климату нет: правила действуют для всей территории РФ.
Под зимней резиной понимаются как шины с маркировкой в виде горной вершины и снежинки, так популярные у владельцев внедорожников шины M+S (грязь + снег). Летом разрешено «донашивать» любую зимнюю резину, если она не имеет шипов (в том числе за счет их удаления).
Штраф за нарушение небольшой, 500 рублей (статья 12.5 КоАП), но его могут применять многократно. Регламент также запрещает эксплуатацию машин, если неправильная резина стоит хотя бы на одном колесе.
При этом требование ставить резину по сезону относится только к легковой и легкой коммерческой технике, то есть не распространяется на грузовики, автобусы и другой специфический транспорт
2. Основные неисправности, при которых нельзя эксплуатировать транспортное средство
Такой перечень существовал и раньше, просто сейчас его адаптировали под требования технического регламента Таможенного союза, что привело к расширению списка практически в десять раз. Множество пунктов касается тормозной системы - помимо явных проблем (трещины, коррозия элементов тормозной системы), также запрещена езда с неисправной АБС, а в качестве критерия неисправности может рассматриваться включение контрольной лампы системы.
Запрет на езду с неисправным усилителем руля был и раньше, но сейчас список дополнили. Нельзя ездить на машине, руль которой самопроизвольно выворачивается. Оштрафовать также за то, что на машине видны следы подтекания жидкости из усилителя. Теперь не запрещено декорировать фары различными пленками и ресничками, а также использовать «колхозный ксенон».
Есть и незначительные послабления, касающиеся тонировки: если ранее лобовое стекло должно было пропускать 75% света, то в новом перечне — 70%.
Убрали из списка такие запреты, как езда с грязными фарами или без аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. При этом в случае ДТП выставление знака является обязательным, и за это положен отдельный штраф, но вот наказывать за его отсутствие инспекторы ГИБДД уже не смогут.
В перечне есть и требование к обзорности, например, запрет на размещение тех или иных предметов в особых зонах стекла. В частности, это касается видеорегистраторов и держателей для сотовых телефонов. В основном речь идет о центральной зоне лобового стекла, которая отстоит от его периферии на 14 сантиметров: то есть тот же регистратор можно разместить внизу стекла или, наоборот, вверху.
3. Какое наказание предусмотрено за езду с неисправностями
Основная форма наказания — это штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП, допускающий быструю оплату со скидкой в 50%. При выявлении серьезных неисправностей рулевой или тормозной системы предусмотрено задержание автомобиля и помещение его на штрафную стоянку до устранения неисправности.
В других случаях инспектор ГИБДД может выдать предостережение, и при следующей остановке машины с той же неисправностью в ход уже пойдет статья 19.3 КоАП. За неподчинение законному требованию сотрудника полиции она предполагает наказание вплоть до административного ареста.
4. Запрет на вождение для уклонистов
С 1 октября 2023 года вступает в силу обширный список изменений в КоАП, который, увеличивает до 30 тысяч рублей штраф за неявку в военкомат по требованию. Одновременно запускается инициатива, согласно которой МВД сможет запрещать вождение людям, не явившимся к военкому по повестке, внесенной в единый реестр военнообязанных. Теперь приостанавливать действие водительских прав сможет сам военком, если военнообязанный проигнорировал требование явиться по повестке. Водителя никто не будет информировать: о запрете на вождение он должен узнать самостоятельно. Также и повестка считается врученной через семь дней после внесения в реестр, или в день ее пересылки в личный кабинет «Госуслуг», то есть без очного вручения. Затем у гражданина остается 20 дней на явку в военкомат, после чего возможно введение запрета на вождение и применение других мер.
Пока неясно, какое именно наказание грозит тем, кто продолжит ездить за рулем после введения запрета. Вероятнее всего, КоАП еще дополнят специальной нормой, но даже сейчас, по мнению юристов, инспекторы ГИБДД могут использовать статью 19.3 КоАП РФ: то есть во время первой остановки выносить требование не садиться больше за руль, а при последующих нарушениях уже доставлять автомобилиста в суд. Наказание по данной статье предполагает вплоть до административного ареста, но эксперты также не исключают, что уклониста будут доставлять в военкомат.
5. Ограничение средней скорости
Осенью продолжат доработку законопроекта, позволяющего штрафовать водителей за превышение лимита по средней скорости. Такой метод уже использовали несколько лет назад, но от него отказались после многочисленных жалоб автомобилистов. В ПДД и КоАП не было понятия средней скорости, и одной из проблем была невозможность установить точное место и время правонарушения. Юридическая практика требует установить конкретную точку и время фиксации на что указывал Верховный суд.
Сейчас согласовывают определение средней скорости, а пункт 10.1 ПДД планируют дополнить соответствующим запретом. Местом нарушения будут считать дислокацию второй камеры в конце контролируемого участка, аналогичный принцип применят для определения времени нарушения.
Контроль средней скорости удобен — он позволяет с помощью двух комплексов закрыть протяженный участок дороги. Предположим, что лимит скорости составляет 90 км/час, а камеры разнесены на 10 км. Наказывать будут автомобилистов, средняя скорость которых превышает 90+20 км/час, то есть тех, кто проехал участок между контрольными точками менее чем за 400 секунд. При этом этот способ измерения средней скорости движения автомобиля может быть использован только на участке, не допускающем срезов пути. Скорее всего, его применят на прямых протяженных участках федеральных трасс.